среда, 29 июня 2011 г.

Общение с другими детьми

Ваш малыш растет, взрослеет и вот в один прекрасный момент кроха начинает понимать, что кроме взрослых в мире существуют еще и другие дети. Родители с интересом наблюдают за тем, как реагирует ребенок на встречу с себе подобным человечком. Когда ребенок будет уже достаточно крепким для длительных прогулок, то можно избрать местом для них детскую площадку или двор школы. Пусть малыш привыкает к обществу других детей. Конечно же, что принимать участие в играх старших детей малыш еще не сможет, но зато будет с немалым интересом за ними наблюдать. Мама также доставляет радость наблюдать за тем, какое удовольствие доставляет малышу смотреть на игры других деток. Поставьте коляску с карапузом рядом с горкой или песочницей – эти развлечения наиболее нравятся маленьким деткам. Привыкнув, хоть и отдаленно, находиться в таком обществе, малышу впоследствии будет намного легче войти в компанию своих сверстников и при этом чувствовать себя в ней удобно. Если до двух-трех летнего возраста ребенка воспитывали в одиночестве, без контакта с другими малышами, то ему, как следствие, будет намного сложнее найти с детьми общий язык. Порой на это могут уйти месяцы.
Как же нам помочь ребенку стать более общительным? Первая рекомендация - нужно подождать до определенного возраста – маленькие дети после двух лет становятся менее непоседливыми, и в то же время начинают больше интересоваться общением. Второе, что вам необходимо будет сделать это подготовить малыша к его контакту со сверстниками. С этой целью неплохо было бы водить на прогулки ребенка в детские парки, посещать с крохой праздники и дни рождения знакомых детей. Пребывание в коллективе необходимо малышу для того, чтобы он мог нормально развиваться в психологическом отношении.
Родителям полезно понаблюдать за тем, как их ребенок ведет себя при общении с другими детьми. Есть очень застенчивые детки, и это качество может в будущем отразиться на умении самореализоваться и найти себя в жизни. Причинами застенчивости могут быть как наследственные особенности, так и последствия воспитания и домашней обстановки. Сказать сложно, что сыграет большую роль. Чаще всего стеснительными бывают именно те малыши, которые редко имели возможность общаться с другими детьми. Ребенок, который до полутора-двух лет воспитывался исключительно дома, не имея контакта со своими сверстниками, попав в детский коллектив, очень часто позволяет более активным детям помыкать и руководить собой. Такой малыш будет послушно отдавать им свои игрушки, а когда его кто-то обидит, то расплачется и побежит жаловаться и искать защиты у мамы. Родители, конечно же, будут не в восторге от такой беспомощности малыша. Но, не опускайте руки – ребенок такой мягкотелый просто потому, что он раньше не имел опыта общения с иными детьми. Малышу еще только предстоит научиться защищать свои права, а для этого необходимо какое-то время. Важным фактором в этом является поведение самих родителей. Если мама будет излишне жалеть ребенка и открыто заступаться за него, это только усугубит проблему и никак не поможет крохе в преодолении своей стеснительности. Нужно стремиться, наоборот, всеми силами поощрять самостоятельность малыша. Например, в ситуации, когда ребенок прибежит жаловаться на то, что у него кто-то отнял игрушку, вам не нужно идти вместе с ним к обидчику и восстанавливать справедливость. Будет гораздо правильнее, если мама сумеет убедить ребенка, что он сам должен и может пойти и забрать свою вещь. Многим малышам бывает сложно преодолеть свою застенчивость, особенно в уже сложившейся компании. И если мама заметит, что в обществе играющих детей явно руководит агрессивный ребенок, который бесцеремонно обижает или запугивает остальных детей, то ей лучше всего просто увести оттуда свою дочку или сына. А для гуляния найти какое-нибудь другое место, где играют более спокойные детишки. А вот если ребенок и после трех лет остается таким же застенчивым и необщительным, то возможно, не помешает обратиться за советом к детскому психологу.


Рекомендую

вторник, 28 июня 2011 г.

Общаемся с малышом правильно


Часто от еще достаточно молодых мам можно услышать: "Вот, когда я была маленькой, то не имела такого! А у наших деток есть и  игрушки, какие только угодно, и сборники мультфильмов, и разнообразные компьютерные игры, и красиво иллюстрированные книжки, и вообще - все, что только может пожелать душа любимого малыша. О таком раздолье и разнообразии игр и развлечений мы даже и мечтать не могли. А ребенок ни в какую не хочет играться сам или с другими детьми. Все "мама да мама". Мама почитай, мама поиграй, мама расскажи, мама покажи!" Мамы часто недоумевают, а то и сердятся, почему это их малыши, имея столько игрушек, играть сами не хотят. Действительно, почему -  не хотят или не умеют?
Хочу сразу объяснить, что игра с малышом - это не просто беззаботное проведение времени. Игра в двухлетнем возрасте является главным занятием детей. Как раз самое время играть. Только вот выясняется, что играть с другими детьми  не совсем-то и хочется, да и не всегда получается. Так с кем же тогда? Ну, конечно же, что со взрослыми – с мамой, папой, бабушкой, дедушкой. С теми, кто весело поддержит его игру, придумает разные забавы, кто отдаст любую желаемую игрушку, а не отберет, кто всегда готов участвовать в разных развлечениях. Хотя, конечно, не все взрослые такие раскрепощенные и податливые. К сожалению, многие родители отмахиваются от детских игр, говоря, что не умеют "так играть", и поэтому не играют с малышами совсем. Но, играть с детьми 1-3х лет не просто нужно, это делать просто необходимо. Детки этого возраста остро нуждаются  в участии взрослого человека в качестве партнера по игре. Потребность в игре должна быть также удовлетворена, как и потребность, скажем, в еде или сне. Вы же не перестанете кормить ребенка, если не умеете приготовить блюдо именно "так". А необходимость в игре со взрослыми ничуть не менее важна для психологического здоровья ребенка, чем еда.
Существуют разные игры. Для полуторагодовалых детей и старше подойдут  визуально-манипуляционные игры. Это собирание и раскладывание матрешки, пирамидки, игры с сыпучими материалами и водой и т.д. Ближе к двум годам детки начинают проявлять все больший интерес к ролевым играм. Так "варите" с ними кашки и кормите с ложечки куклу или другую любимую игрушку, слушайте как врачи медвежонка и потом лечите его от простуды, одевайте куколку и укладывайте ее спать…  Для трехлетнего малыша игры должны носить сюжетно-ролевой характер. Например, собираемся и идем в гости, ходим по магазинам за покупками, готовим куклу к водным процедурам и купаем ее, потом вытираем и укладываем спать.
Так вот, за просьбой ребенка "Мама, давай поиграем" кроется такая важная необходимость, как желание удовлетворить свои главные возрастные потребности. Вот три самые важные из них:
-Потребность в доброжелательности и  внимании, к которым дети очень чувствительны. Чтобы добиться внимания, ребенок может нарочито плохо себя вести. И ждет малыш именно добродушного внимания с нежными объятиями, поцелуями, ласковыми словами, разными благосклонными эмоциями. Просто равнодушное присутствие взрослого человека его не устроит. Конечно, тяжело, особенно если вы присматриваете за малышом без чьей-либо помощи, но все же постарайтесь в момент общения с ребенком не рассеивать свое внимание на другие предметы. Сконцентрируйтесь всецело на своем малыше, пусть вас не отвлекает ни телевизор, ни телефон, ни содержимое кастрюль.
- Потребность во взрослых как в партнерах по игре. Это вполне естественно, что  ребенок воспринимает нас как объект для удовлетворения своих потребностей.
- Потребность в совместных занятиях с родителями. Малышу будет не только интересно, но и полезно вместе с вами посадить деревце, полить комнатные растения, слепить пирожок, вытереть пыль, помыть отцу машину. И не так важно, что именно вы будете делать -  главное, что вместе.
Очень важно все время поддерживать эмоциональную связь с вашим ребенком. Дарите малышу все то ценное, что несет в себе ваша  любовь к нему, неустанно творите атмосферу неразрывной связи с крохой. Установив с ребенком доверительный контакт, продолжайте идти по пути  внимания, заботы и поиска новых подходов (если не достигли желаемого результата). Когда у вас сложиться своя система поведения, вы сами почувствуете, что стали  со своим малышом  ближе друг к другу.


Рекомендую

воскресенье, 26 июня 2011 г.

О динамических игрушках


Ваш малыш уже более менее уверенно передвигается в пространстве. Проводя с предметами различные манипуляции, экспериментируя с ними, ребенок активно знакомиться с окружающим его миром. Поэтому, задача взрослых – поддержать и развивать эту тягу к познанию у крохи, а также внести разнообразие в его предметный мир. В это время для него важным является не только размер, форма и яркость предметов, но и их способность двигаться. Значит, пришло время знакомить вашего малыша с динамическими игрушками.
Какие именно игрушки относятся к динамическим? Те, которые порождают или продолжают определенное движение, вызванное каким либо действием малыша, его собственным усилием. К ним относятся юла, неваляшка, кегли, качалки, каталки на колесиках,…
Динамические игрушки условно разделяются на 6 видов:

  1. игрушки-каталки (игрушки на колесах, которые малыш возит с помощью прикрепленной к ней палочки: утенок-барабанщик, вертолет с бубенчиками, сороконожка);
  2. крутящиеся (юла, волчок, мобили);
  3. качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка);
  4. катящиеся (кегельбан, мячи);
  5. лазающие и кувыркающиеся (человечек-верхолаз, клоун-акробат);
  6. шагающие игрушки (шагающие куклы).

Еще хочу обратить ваше внимание на то, что заводные, электронные и прочие игрушки, "самостоятельного" действия, не являются динамическими. Например, движущаяся и лающая  собачка, прыгающая лягушка, заводной робот и другие, исключающие причастность самого ребенка. Малыш не сможет осознать принципа, порождающего движение. Такого плана игрушки исключают активное влияние действий самого ребенка – от него ведь не зависит, как именно станет тявкать собачка или как будет двигаться робот.
Как много всего неизведанного и привлекательного для малыша можно отыскать вокруг. Не бойтесь применять свою фантазию и использовать познавательный интерес ребенка, чтобы создавать сюрпризы из обычных вещей. Порадуйте своего кроху играми с водой, с песком или другими сыпучими материалами. Особенно детки трехлетнего возраста любят выдувать  и ловить мыльные пузыри. Вы же, как ни кто другой, лучше всех знаете желания и интересы вашего малыша, так старайтесь каждый день поддерживать в его жизни радость открытия и познания.
Одним из самых важных достижений детей раннего возраста является представление о себе самих и своих возможностях. Ребенок обретает свое Я отдельное от маминого. Начинает ощущать свою значимость, самостоятельность и степень влияния на мир вокруг себя. Для него очень важно, чтобы взрослые признали его достижения. И с этим багажом познаний ребенок вступает в период дошкольного детства.

Рекомендую