вторник, 28 июня 2011 г.

Общаемся с малышом правильно


Часто от еще достаточно молодых мам можно услышать: "Вот, когда я была маленькой, то не имела такого! А у наших деток есть и  игрушки, какие только угодно, и сборники мультфильмов, и разнообразные компьютерные игры, и красиво иллюстрированные книжки, и вообще - все, что только может пожелать душа любимого малыша. О таком раздолье и разнообразии игр и развлечений мы даже и мечтать не могли. А ребенок ни в какую не хочет играться сам или с другими детьми. Все "мама да мама". Мама почитай, мама поиграй, мама расскажи, мама покажи!" Мамы часто недоумевают, а то и сердятся, почему это их малыши, имея столько игрушек, играть сами не хотят. Действительно, почему -  не хотят или не умеют?
Хочу сразу объяснить, что игра с малышом - это не просто беззаботное проведение времени. Игра в двухлетнем возрасте является главным занятием детей. Как раз самое время играть. Только вот выясняется, что играть с другими детьми  не совсем-то и хочется, да и не всегда получается. Так с кем же тогда? Ну, конечно же, что со взрослыми – с мамой, папой, бабушкой, дедушкой. С теми, кто весело поддержит его игру, придумает разные забавы, кто отдаст любую желаемую игрушку, а не отберет, кто всегда готов участвовать в разных развлечениях. Хотя, конечно, не все взрослые такие раскрепощенные и податливые. К сожалению, многие родители отмахиваются от детских игр, говоря, что не умеют "так играть", и поэтому не играют с малышами совсем. Но, играть с детьми 1-3х лет не просто нужно, это делать просто необходимо. Детки этого возраста остро нуждаются  в участии взрослого человека в качестве партнера по игре. Потребность в игре должна быть также удовлетворена, как и потребность, скажем, в еде или сне. Вы же не перестанете кормить ребенка, если не умеете приготовить блюдо именно "так". А необходимость в игре со взрослыми ничуть не менее важна для психологического здоровья ребенка, чем еда.
Существуют разные игры. Для полуторагодовалых детей и старше подойдут  визуально-манипуляционные игры. Это собирание и раскладывание матрешки, пирамидки, игры с сыпучими материалами и водой и т.д. Ближе к двум годам детки начинают проявлять все больший интерес к ролевым играм. Так "варите" с ними кашки и кормите с ложечки куклу или другую любимую игрушку, слушайте как врачи медвежонка и потом лечите его от простуды, одевайте куколку и укладывайте ее спать…  Для трехлетнего малыша игры должны носить сюжетно-ролевой характер. Например, собираемся и идем в гости, ходим по магазинам за покупками, готовим куклу к водным процедурам и купаем ее, потом вытираем и укладываем спать.
Так вот, за просьбой ребенка "Мама, давай поиграем" кроется такая важная необходимость, как желание удовлетворить свои главные возрастные потребности. Вот три самые важные из них:
-Потребность в доброжелательности и  внимании, к которым дети очень чувствительны. Чтобы добиться внимания, ребенок может нарочито плохо себя вести. И ждет малыш именно добродушного внимания с нежными объятиями, поцелуями, ласковыми словами, разными благосклонными эмоциями. Просто равнодушное присутствие взрослого человека его не устроит. Конечно, тяжело, особенно если вы присматриваете за малышом без чьей-либо помощи, но все же постарайтесь в момент общения с ребенком не рассеивать свое внимание на другие предметы. Сконцентрируйтесь всецело на своем малыше, пусть вас не отвлекает ни телевизор, ни телефон, ни содержимое кастрюль.
- Потребность во взрослых как в партнерах по игре. Это вполне естественно, что  ребенок воспринимает нас как объект для удовлетворения своих потребностей.
- Потребность в совместных занятиях с родителями. Малышу будет не только интересно, но и полезно вместе с вами посадить деревце, полить комнатные растения, слепить пирожок, вытереть пыль, помыть отцу машину. И не так важно, что именно вы будете делать -  главное, что вместе.
Очень важно все время поддерживать эмоциональную связь с вашим ребенком. Дарите малышу все то ценное, что несет в себе ваша  любовь к нему, неустанно творите атмосферу неразрывной связи с крохой. Установив с ребенком доверительный контакт, продолжайте идти по пути  внимания, заботы и поиска новых подходов (если не достигли желаемого результата). Когда у вас сложиться своя система поведения, вы сами почувствуете, что стали  со своим малышом  ближе друг к другу.


Рекомендую

Комментариев нет:

Отправить комментарий